|
К окончанию Гражданской войны 1918–1920 гг. на территории бывшей Российской империи сложилась непростая финансовая ситуация. В разных областях страны входу были различные кредитные билеты, зачастую ничем не подкреплённые. На самом высоком уровне господствовали иллюзорные идеи о скорой отмене денежных знаков и предстоящем переходе на прямое распределение. Большая часть населения оказалась без средств к существованию. Единственным способом получить необходимый товар был натуральный обмен и оплата старыми царскими металлическими деньгами, что держалось в строжайшем секрете. Не видя в такой момент иного решения накопившихся проблем, большевики рискнули выпустить собственную валюту - новые банкноты, которые, однако, не достигли нужного эффекта: цены продолжали расти. Лишь весной 1922г. была принята резолюция «О финансовой политике», возрождающая золотое обеспечение большевистских денег. Самой популярной монетой на долгие годы стал десятирублёвик, только теперь он назывался более неформально - червонец. Тем самым власть стремилась уничтожить всё старое, ввести новые, «революционные» деньги. В качестве рабочих вариантов названия монеты рассматривали «федерал», «гривну» и «целковый». Эскиз для золотого червонца 1923 г. рисовал главный медальер (художник-изготовитель форм для чеканки монет и медалей) Москвы А. Ф. Васютинский. Во время работы над наброском реверса рубля мастер вдохновлялся «Сеятелем», изваянным И. Д. Шадром, советским скульптором-монументалистом, известным больше в качестве автора «Девушки с веслом». По заказу Гознака Иван Дмитриевич создал несколько статуй, в том числе красноармейца и рабочего - специально для того, чтобы их изображения помещали на советских банкнотах и монетах. Скульптура «Сеятель» сегодня хранится в Третьяковской галерее.